Вышло в свет четвёртое, полностью переработанное и дополненное издание: В учебном пособии рассмотрены основные модели и теории
коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в различных сферах и видах коммуникации (устная, письменная, компьютерно-опосредованная, межличностная, групповая, массовая,
производственная, научная, образовательная, торговая, межкультурная и т.п.). Показана связь теории коммуникации с филологией, семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией, культурологией, переводоведением и т.д. Дается представление о коммуникативной личности, стереотипах и основах коммуникативного взаимодействия. Для студентов и специалистов в области филологии, а также
журналистики, связей с общественностью, лингвистики и межкультурной коммуникации, регионоведения, менеджмента. Допущено УМО по классическому университетскому образованию. Книгу можно приобрести в магазинах, интернет-магазинах или
через издательство: В 2008 году учебное пособие (третье издание) получило Диплом победителя за 1 место в конкурсе "Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию" Российской коммуникативной ассоциации. В 2011 году в Бишкеке выпущен перевод пособия на кыргызский язык, сделанный старшим преподавателем Кыргызско-Турецкого университета "Манас" Сагынбубу Алаевой. Пособие выпущено по решению учебно-методического совета Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына и имеет гриф Министерства образования и науки КР. На данном сайте предлагается издание 2000-2003 гг. |
|
|
||||||
Воронеж 2003 (2000) |
|
|
|
|||||
Современная
высшая школа пополнилась новыми образовательными направлениями, которые с
полным правом могут быть названы междисциплинарными (связи с общественностью, социальная
работа, регионоведение, и т.п.). Специальности традиционного филологического
цикла также включили в себя прикладной аспект (лингвистика и межкультурная
коммуникация, лингвистика и информациология и т.п.). В многих зарубежных
университетах также появились отделения и факультеты коммуникации. Расширяются
исследовательские программы, связанные с изучением особенностей общения в
производственной, политической, образовательной, медицинской и других социальных
сферах. Все эти направления связаны с обеспечением информационных потоков в
современном обществе как на межличностном, так и на глобальном уровне, как с
помощью традиционных (устная речь, печатный текст), так и современных
(телевидение, интернет) средств.
Теоретическим
стержнем, вокруг которого группируются дисциплины данного профиля, является теория
коммуникации. Специалист-коммуникатор сферы должен обладать определенными
знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и
коммуникационной деятельности в различных средах (экономики, производства,
управления, экологии, культуры, здравоохранения, сельскохозяйственного производства,
массовой физической культуры, рекреации и спорта, культурных и туристических
обменов, в топливно-энергетическом комплексе, малом бизнесе, в политической,
социальной, научной, финансовой и банковской сферах). Представителю новых
профессий (пресс-секретарь, менеджер по рекламе и коммуникации, эксперт,
консультант, референт в государственных, коммерческих и общественных
учреждениях и организациях, структурах) нужно быть знакомым с основными
теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации и
формирования общественного мнения, владеть навыками информационно-коммуникационной,
рекламной, референтской работы, быть способным к самообучению и самостоятельной
исследовательской деятельности.
Среди
появившейся в последнее время учебной литературы можно найти ряд книг, раскрывающих
многие аспекты коммуникативного процесса и коммуникативных технологий в
различных сферах, социологии коммуникации и коммуникационного менеджмента. В то
же время, практически полностью отсутствует обобщающий вводный курс основ
теории коммуникации, в котором бы раскрывались основные термины, концепции и
модели коммуникативного процесса, история развития коммуникации и ее изучения,
междисциплинарные аспекты. Многие издания грешат компилятивностью, пересказом
популярных статей из периодических изданий, используют сложную терминологию, не
вводя фундаментальных знаний.
Курс
основ теории коммуникации должен сформировать у студента понимание особенностей
речевой и невербальной коммуникации ее разновидностей, знание особенностей коммуникативной
среды (бытовая, производственная, политическая, торговая, сфера связей с
общественностью и т.п.)., каналов и разновидностей коммуникации (устная,
печатная, аудиовизуальная, виртуальная и т.п.), аудиторий и принципов коммуникации;
умение использовать принципы теории коммуникации при анализе коммуникативных
мероприятий и событий (пресс-конференции, выставки, семинары, действия компании
и др.) и при планировании собственной деятельности.
В
рамках этой дисциплины предполагается изучить структуру коммуникативного акта;
показать связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией
информации и герменевтикой, философией, психологией; познакомить с основными
теориями коммуникации; дать описание структуры коммуникативного акта в
различных сферах коммуникации (межкультурная, межличностная, массовая,
организационная и т.п.); ввести основные понятия и принципы коммуникации;
создать представление о личностных аспектах коммуникатора.
Учебное
пособие написано на материале лекций, прочитанных автором в 1997-2000 гг. для студентов
специальности “Связи с общественностью” в Воронежском государственном техническом
университете, а также фрагментов лекций в Воронежском государственном
университете, Воронежском государственном педуниверситете, Ювяскюльском университете
(по гранту Академии Финляндии).
Библиографические
данные: Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж:
Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.
Печатается
по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического
университета
Рецензенты: кафедра общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета; доктор филол.
наук, профессор А.П.Бабушкин
© Кашкин В.Б., 2000, 2003