Маргарита Евгеньева
В
представлении многих, профессор – это важный седобородый мужчина в очках.
Внешность Вячеслава Борисовича Кашкина не
соответствует высшему учёному званию преподавателя вуза: он до неприличия
молодо выглядит для профессора и доктора филологических наук. Впервые увидевшие
его студенты, обсуждая между семинарами понравившегося им лектора, не дают ему
больше тридцати. А ведь на этой неделе, 15-ого декабря, Вячеславу Борисовичу
исполнилось сорок пять лет! Секрет его молодости прост – человек настолько
стар, насколько он себя чувствует. Пока же внутренний дух позволяет ощущать
себя молодым, нужно и выглядеть соответственно.
В
1973-м Вячеслав Кашкин
поступил в ВГУ на факультет романо-германской филологии. Сразу после окончания
университета начал преподавать английский язык в Воронежском политехническом
институте. В 1980-м стал аспирантом кафедры общего языкознания Ленинградского
государственного университета, филологический факультет которого считается
ведущим в стране. Сам же университет входит в десятку лучших университетов
мира. Там обучают владению не только современными языками (английским,
шведским, японским и т.д.), но и классическими (древнегреческим, латинским).
В
1983-ем году он защитил диссертацию, написанную им под руководством профессора Ю.С.Маслова на материале английского,
немецкого, французского, испанского и итальянского языков.
В
1988-ом году В.Б.Кашкин стал заведующим кафедрой в
вузе, который сейчас называется Воронежский государственный технический
университет.
В
июне – августе 1993-его года Вячеслав Борисович участвовал в программе IREX в
университете Old Dominion
(Норфолк, Вирджиния).
В
период с 1993-его по 1996-ой год В.Б.Кашкин был
докторантом кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного
университета, где защитил докторскую
диссертацию «Континуально-дискретный принцип в универсальной
функциональной грамматике» (научный консультант – профессор Е.Д.Панфилов).
В
октябре – ноябре 1998-го, мае – июне и октябре – ноябре 1999-го стажировался в Ювяскюльском университете в Финляндии.
…Обо
всем этом можно узнать, открыв web-страницу
Кашкина в Интернете. Но есть вещи, о которых ни слова
не сказано ни в Интернете, ни где либо ещё. О них нам
поведали родители Вячеслава Борисовича. Так Борис Михайлович, его отец, вспоминает: «Грамоту Слава освоил рано
– в четыре года. Читал очень быстро, часто ходил в библиотеку, откуда
возвращался с полной сеткой книг». А Людмила
Иосифовна, мама Вячеслава Борисовича, рассказывает, как сын-дошкольник
заинтересовался французским, прочитав роман Дюма «Три мушкетёра»: «Он с
друзьями даже в «мушкетёрскую республику» играл, «коммунистическую мушкетёрскую
республику»! У нас до сих пор хранятся кадры из «фильма», сделанного Славой на
обрезках оконной бумаги. Я тогда принесла ему учебник французского из
библиотеки управления ЮВЖД, где работала, и словарь купила».
Ещё
Слава увлекался астрономией, музыкой (научившись играть на фортепиано, стал
музицировать часами). Обожал длительные велосипедные прогулки. Хорошо фотографировал,
прекрасно учился, участвовал в Олимпиадах. Учительница
английского языка всегда ставила в пример его произношение.
Кашкин был во многом самостоятельным:
начиная с восьмого класса сам подписывал свой дневник,
и класс с химическим уклоном тоже выбрал сам. Просто пришёл к завучу и
записался туда, где хотел учиться. Получив в условиях домашней лаборатории хлор
и «лисий хвост» (окись азота), «юный химик» чуть было не отравился. Благо, что
предварительно им были предприняты меры предосторожности – открыта форточка.
К
восемнадцати годам инстинкт самосохранения, видимо, одержал верх, и Кашкин химиком не стал, а выбрал лингвистику как более
безопасную специальность.
Студенты
восьмидесятых хорошо помнят молодого, стильного преподавателя джинсах и
свитере, (который, по секрету, – только для читателей «Соседской газеты»! –
связал он сам). Вячеслав Борисович сразу обращал на себя внимание, но
запоминался не только внешним видом, но и изящной речью, доставлявшей
эстетическое наслаждение. Его коллеги и ученики свидетельствуют, что Кашкин доходчиво рассказывал о сложных языковых явлениях,
умел сделать проблемы простыми, доступными пониманию многих. Уже тогда Вячеслав
Борисович отличался необычайной широтой научных интересов и энциклопедизмом
знаний. Начинающий педагог предлагал много полезных способов объяснения правил
грамматики иностранных языков.
Среди
студентов рубежа столетий много интересных, мыслящих людей. Но встречаются
среди них и такие, за броскостью фраз которых
скрываются поверхностные знания и отсутствие интеллектуального багажа. Они
часто конфликтуют не только со своими ровесниками, но и с преподавателями. Но
никому из них не приходит в голову мысль о допустимости фамильярного отношения
к Вячеславу Борисовичу. Глубина познаний Кашкина в
самых разных областях (например, он тонкий ценитель классической музыки и
неплохой знаток современных MTV-шных клипов),
свойственная ему любовь к последовательности и точности, умение увлечь
слушателей предметом своих лекций вызывают невольное уважение у самых отпетых
«пиарщиков» (так называют студентов факультета, готовящего специалистов по
связям с общественностью). «Объективность и справедливость, скромность и
деликатность, желание выслушать, понять и помочь – вот качества руководителя,
которые почитаемы во все времена. Именно они присущи Вячеславу Борисовичу», –
считают Александра Ивановна Самаричева и Елена
Сарафанникова, коллеги Кашкина,
относящиеся к разным возрастным категориям.
Общение
с Вячеславом Борисовичем вызывает желание трудиться. Его умение систематически
работать благотворно действует на окружающих уже одним своим примером, хотя он
утверждает, что работает не методично, а запоем: «Бурное начало через месяц
плавно переходит в годичное ничегоделание.
Окончание потом приходит само собой». Но вы-то понимаете, что восемь – десять
языков просто так не выучишь и статью
«Этнонимы и территория национальной души» (в соавторстве с S.Pöyhönen)
не напишешь. А его работы отличаются богатством и разнообразием языкового
материала, тщательностью анализа, оригинальностью и смелостью научных идей.
Яркая,
колоритная индивидуальность Вячеслава Борисовича проявляется во всём: пишет ли
он научные работы, читает ли лекции, обучает ли французскому дочь Александру, бежит ли, гружённый
продуктами, с рынка, или пьёт пиво с супругой
Татьяной Игоревной Распоповой. Счастливое и
редкое сочетание разных качеств во многом объясняет огромное обаяние личности Кашкина.
В
настоящее время к некоторым политикам приходит понимание высказывания знаменитого русского лингвиста Александра
Матвеевича Пешковского (1878 – 1933), обращавшего
внимание на огромную социальную значимость языковой культуры: «Умение говорить
– это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной
машины и без которого она просто остановилась бы». И очень хочется верить, что
когда-то наступит время господства речевой культуры над потоком, льющимся из
динамиков в маршрутном такси. Потоком, заставляющим нас пожалеть, что мы не
глухие и не китайцы, которые недавно приехали в Россию и выучили в поезде
только два слова: «почём» и «пирожок».
Маргарита
Евгеньева
Опубликовано
в «Соседской газете» (Воронеж). №7(19), декабрь 2000